Архитектура и строительство достигли того уровня, который позволяет воплощать в жизнь самые нереальные, на первый взгляд, проекты. Но здания, о которых пойдет речь, не просто необычны. Архитекторы воплотили в них идеи, подчас смешные, а иногда просто выходящие за рамки человеческого представления о строительстве. Нужно обладать смелостью и быть как минимум немного сумасшедшим, чтобы придумать и спроектировать такие дома и гостиницы.
Дом «каменная пещера» в Барселоне.
Дом Мила стал последним завершенным произведением Антонио Гауди. Периодом его возведения считаются 1906-1910 годы. Многие современные исследователи творчества испанского мастера склонны считать здание самым совершенным и безукоризненно выполненным архитектурным сооружением даже с точки зрения сегодняшнего дня. Практически сразу после окончания строительства дом Мила получил название La Pedrera, что в переводе с каталонского означает «каменная пещера» или «каменоломня».
Здание имеет сложный криволинейный план. Первоначально Гауди намеревался придать криволинейные очертания всем внутренним перегородкам, но впоследствии отказался от этого, придав им ломаные очертания, контрастирующие с волнистой поверхностью фасада. В доме Мила применены новые конструктивные решения: отсутствуют внутренние несущие стены, все междуэтажные перекрытия поддерживаются колоннами и наружными стенами, в которых балконы играют конструктивную роль. Это одна из первых попыток создать новое планировочное решение, известное впоследствии как «свободный план». «Архитектурная прогулка» по кровле дома Мила не уступает по обилию впечатлений парку Гуэль.
На крыше дома установлена терраса, которая позволяет любоваться каменным «зверинцем», состоящем из вентиляционных труб, шахт, лестниц, садов, цветущих над глубокими дворами, таинственных и тревожных монстров в капюшонах.
Дом “Лесная Спираль” в Дармштаде.
Уникальное здание имеет тысячу разных окон, которые совершенно друг на дружку не похожи. Здание считается самым уникальным не только в квартале Бюргерпаркфиртель, но и во всем Дармштадте. «Лесная спираль» придумана австрийским художником и архитектором Фриденсрайхом Хундертвассером.
Появившийся в 2000 году жилой комплекс стал легендой, а Фриденсрайх прославился на весь мир. Дом является воплощением идеи гармонии природы и городской архитектуры. «Лесная спираль» более всего по форме похожа на улитку с разукрашенными стенами. Здание напоминает сказочный домик. Можно увидеть, что из некоторых оконных проемов растут деревья, за которыми жильцы обязаны ухаживать. Сегодня жилой комплекс не только отличное место обитание и находка для туристов. Дом превратился в главную достопримечательность города.
Жилой комплекс большой и состоит из 12-ти полных этажей. Он включает в себя 105 комфортных квартир и очень уютный дворик. Здесь есть яркие детские площадки, озера, мостики и магазинчики, аптека и даже парковочное место. Крыша «Лесной спирали» укрыта зелеными насаждениями и засеяна красивыми цветами. Весь интерьер внутри дома продуман до мелочей. Сказочный домик может заворожить любого человека.
Вилла “Дворец пузырей” в Каннах.
Bubble House — огромная вилла в Каннах принадлежащая знаменитому французскому кутюрье Пьеру Кардену. Bubble House, то есть Дом-Пузырь, спроектировал венгерский архитектор Антти Ловаг. Строительство длилось целых 14 лет с 1975 по 1989 год. Общая площадь дома составляет 1200 кв. м, а сама территория занимает площадь почти целый гектар. Архитектурный стиль виллы некоторые называют «Гауди под кокаином», а кто-то сравнивает с инопланетным космическим кораблем. Во всем доме нет ни одного острого угла, ни одной прямой линии. Искривлены и двери, и стекла, и зеркала… Архитектор округлил всё, даже кровати, крышу и бассейны… Антти Ловаг родился в Венгрии, хотя имеет и русские корни – русским был его отец, а мать финкой. Юный архитектор постигал азы своей профессии в Париже и Стокгольме, однако обучение не закончил. Ловаг обрел популярность благодаря своей органической архитектуре.
Гостиница “Сумашедший дом”, Далат, Въетнам.
Гостевой дом Ханг, называемый также «Crazy House» — здание необычной архитектуры, спроектированное и построенное в 1990 году вьетнамским архитектором Данг Вьет Нга. Здание построено в стиле «сказочного» дома. Общий вид напоминает гигантское дерево с включёнными декоративными элементами дизайна в форме животных, грибов, гигантской паутины и пещер. Экспрессионизм архитектурного решения Данг был осуществлён под влиянием каталонского испанского архитектора Антони Гауди. С момента постройки в 1990 году здание стало известно благодаря уникальной архитектуре и считается одним из наиболее необычных зданий в мире. Архитектура строения гостевого дома Ханг Нга настолько фантастична, что первые гости, посетившие этот дом, восклицали «Crazy house»!? С тех пор его так и называют. Причём стоит это удовольствие относительно недорого. И все номера в отеле на самом деле отличаются друг от друга формой и содержанием. Сумасшедший дом продолжает отстраиваться. Но уже сейчас он просто поражает воображение. Тут себя чувствуешь как в сказке. Настолько всё необычной формы вокруг.
Дома-шары в голландском городе Хертогенбос.
1968-м году был объявлен конкурс на проект экономического жилья в историческом районе города. В нем победил архитектор Дрис Крейкамп с проектом Bolwoningen – дома-шары. Это было экспериментальное строительство, которое профинансировало правительство Нидерландов. Странные дома появились в Хертогенбосе в 1980-м году. Диаметр каждого дома-шара составляет около 5,5 метров и стоит он на цилиндрической основе. Конструкции выполнены из усиленного стекловолокном цемента. В шарах есть круглые окна, похожие на иллюминаторы. Всего в районе города Хертогенбос было выстроено 50 странных круглых жилых домов. Интересно, что странные постройки являются достаточно функциональными – их можно разместить не только на земле, но и на воде, на стационарной платформе. Вес данного сооружения всего около 1250 килограммов и всего за один день дом можно полностью разобрать и перевезти в любое другое место. Внутренняя планировка сооружений тоже необычна: в центре сферы ванная комната и крошечная спальня, а гостиная и кухня находятся на втором ярусе. Странный проект Bolwoningen не получил популярности и больше подобных домов нигде не строили. Однако уже существующие дома-сферы облюбовали творческие люди, оценившие их неординарность.
Жилой комплекс “Чердаки, изменяющие судьбу”, Токио.
“Чердаки” были построены сравнительно недавно — 2006 году, а авторами проекта являются известный архитектор Сусаку Аракава и художница Маделин Джинс. Этот комплекс тоже состоит из разноразмерных блоков и представляет собой некое нагромождение. Но главная особенность комплекса “Чердаки, изменяющие судьбу”, состоит в том, что розетки и выключатели здесь совершенно спокойно могут находиться в полу или на потолке. И еще одна особенность — квартиры в чердаках не продаются, а только сдаются в аренду и пользуются при этом большой популярностью.
Архитектурный проект Habitat 67, Монреаль, Канада.
Неприкосновенность частной жизни, свежий воздух, солнечный свет, маленький садик за окном… О чем еще может мечтать утомленный суетой и шумом горожанин? Воплотить в жизнь эти мечты попытался архитектор Моше Сафди, спроектировав жилой комплекс Хабитат 67 в Монреале. Хабитат 67 — это 354 куба, причудливо установленных друг на друга в каком-то странном порядке. Из этих кубов и складываются 146 квартир, каждая из которых имеет свой «приквартирный» участок-сад. Эти своеобразные квартиро-дома хоть и объединены в единый комплекс, но архитектурное проектирование коттеджей осуществлялось таким образом, что каждый дом сохраняет свой «суверенитет» — они словно стоят каждый на собственном земельном участке. Подобное расположение квартир, по замыслу архитектора, должно было продемонстрировать возможность существования недорогого, но стильного и вместительного модульного жилья.
Танцующий дом в Праге.
Построить “Танцующий дом” решил Вацлав Гавел, бывший в тот момент президентом Чехии и живший поблизости от места, где некогда стоял старый дом, разрушенный во время бомбардировок. На месте этого дома решено было построить нечто необычное. Строительство «пьяного дома» началось в 1994 г. Архитекторы В. Милунич (Хорватия) и Ф. Гери(Канада) создали проект «Танцующего дома» в стиле деконструктивизма. «Джинджер и Фред», «пьяный дом», «стакан», «танцующий дом» — такие разные и порой смешные названия дают жители Праги нестандартному зданию. Здание действительно напоминает застывшую танцующую пару, слившуюся в едином порыве танца. Одна из частей здания, расширяющаяся кверху, символизирует мужскую фигуру; вторая же визуально напоминает женскую — с тонкой талией и развевающейся во время танца юбкой.
“Кривой домик”, Сопот, Польша.
Уникальный дом без прямых углов был построен в 2004 году в городе Сопот по проекту архитекторов Шотинских и Залевского. Получив задание максимально точно вписать новый торгово-развлекательный комплекс в историческую часть города, при этом привлечь как можно больше посетителей и покупателей в магазины, рестораны и бары, архитекторы не растерялись и, вдохновившись рисунками Яна Марцина Шанцера и Пера Оскара Дальберга, которые оформляли детские книжки, создали настоящий шедевр. Планировка и застройка исторического центра проходила в соответствии с требованиями градостроительства, поэтому ни высотой здания, ни какими-то архитектурными элементами кривой домик не отличается от расположенных рядом зданий. Даже обилие стекла на фасаде и на крыше не дает права отнести это здание к разряду ультрасовременных. Все здесь присутствует в меру: и рациональный конструктивизм, и сказочный абсурд, и даже чуточку фэнтези. С одной стороны здание напоминает игрушечный домик, и кажется, что он сделан из чего-то пластичного – пластилина или желе. Но, несмотря на всю свою несуразность, кривой дом в Сопоте крепко стоит «на ногах» и разваливаться совсем не собирается. Снаружи он действительно не имеет ни единого прямого угла, а внутри все достаточно функционально. Дом-«стиральная машина» Калакмуль, Мехико-сити, Мексика
Необычное здание Калакмуль получило всемирную известность благодаря тому, что его внешний облик выполнен в виде стиральной машины.
Как ни странно это сооружение возводилось в честь могущественного народа майя и их столицы, процветавшей на протяжении нескольких столетий, со II по VII века. Квадрат, а в нем круг, – характерные черты майянской архитектуры. Именно это хотели подчеркнуть архитекторы и проектировщики данного сооружения, особенно известный архитектор Агустин Фернандес Наварро. Поэтому здание носит имя древней столицы майя Калакмуль. Архитектор думал о народе майя с его невероятно интересными архитектурными сооружениями, но на современный взгляд, это офисное здание больше напоминало стиральную машину. Так его и называют с 1997 года, когда оно появилось в районе Санта-Фе, расположившимся на западе мексиканской столицы.