Иллюзии, спрятанные в шедеврах мировой живописи

Живопись была создана с единственной целью восхищать и увлекать смотрящего. Для этого в ход шли любые приемы — от выбора красок и тонкости мазка до вполне осознанных иллюзий, которые могли потрясти непривычного зрителя своей способностью обманывать глаза. Об этом догадывались и художники прошлого, поэтому и жанр визуальной иллюзии появился в живописи довольно давно.

Катаракта 3, Бриджит Райли, 1967

Катаракта 3, Бриджит Райли, 1967
Катаракта 3, Бриджит Райли, 1967

Британский художник Бриджит Райли создала полотно Катаракта 3 с четко поставленной целью — вызывать у зрителя оптические иллюзии при помощи индуцирующих линии и отсутствия точки равновесия. Бриджит Райли с детства была очарована искусством пуантилистов. Их теория заключалась в максимальном смещении точек композиции и цветовых балансов. В картине-принте «Катаракта 3» был достигнут пресловутый эффект.

Роторельефные диски, Марсель Дюшан, 1923

Роторельефные диски, Марсель Дюшан, 1923
Роторельефные диски, Марсель Дюшан, 1923

Марсель Дюшан был пионером авангардной живописи и кинематографа. В 1926-м году Дюшан снял фильм «Анемик синема», который современники назвали «изощренным нагромождением геометрических фигур и шахматных комбинаций». На протяжении всего фильма друг друга сменяли окружности, вращающиеся с той или иной скоростью. В своем фильме-иллюзионе Дюшан использовал «роторельефы» – закрепленные на катушках проигрывателя картонные диски с узорами, которые при движении создавали иллюзию трехмерных объектов.

Галатея со сферами, Сальвадор Дали, 1952

Галатея со сферами, Сальвадор Дали, 1952
Галатея со сферами, Сальвадор Дали, 1952

Картина навеяна увлечением художника наукой и атомной физикой. Лицо женщины на картине ( в качестве модели выступала жена Дали Гала) образуют сферы, которые приобретают необычную перспективу и трехмерный вид.

Рисующие руки, Мауриц Эшер, 1948

Рисующие руки, Мауриц Эшер, 1948
Рисующие руки, Мауриц Эшер, 1948

«Рисующие руки» — литография голландского художника Маурица Эшера. На ней изображены две руки, которые выше запястий материализуются и вовлекаются в процесс рисования друг друга. Литография наделала много шуму и принесла Эшеру звание мастера оптической иллюзии.

Все тщетно, Чарльз Аллан Гилберт, 1892

Все тщетно, Чарльз Аллан Гилберт, 1892
Все тщетно, Чарльз Аллан Гилберт, 1892

Черно-белый рисунок Чарльза Аллана Гилберта изображает женщину, сидящую напротив будуарного столика и глядящую на свое отражение напротив. Однако стоит сделать шаг назад, как вся композиция складывается в силуэт пугающего черепа. Чарльз Аллан Гилберт был талантливым иллюстратором, который однажды увлекся мистикой и выпустил серию работ под названием «Помни о смерти».

Камера дельи Спози, Андреа Мантеньи, 1474

Камера дельи Спози, Андреа Мантеньи, 1474
Камера дельи Спози, Андреа Мантеньи, 1474

Камера дельи Спози — помещение в итальянском замке Палаццо Дукале, расписанное фресками Андреа Мантеньи. Комната знаменита прежде всего благодаря умелому использованию визуальных иллюзий. Комната с плафоном кажется высокой, хотя в реальности ее высота не превышает 7 метров. Главной иллюзией является круглое окно, сквозь которое видно голубое небо, а льющийся из него свет бросает блики и тени на фигуры у балюстрады.

Корзина фруктов, Джузеппе Арчимбольдо, 1590

Корзина фруктов, Джузеппе Арчимбольдо, 1590
Корзина фруктов, Джузеппе Арчимбольдо, 1590

Творческое наследие Джузеппе Арчимбольдо плохо сохранилось — всего сохранилось около пары десятков картин, однако утеряно намного больше. Наиболее известной из сохранившихся является «Корзина с фруктами», которая представляет собой классическую иллюзию — при повороте на 180 градусов корзина с фруктами превращается в голову человека.

источник

Оставь комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *