Мы собрали список 6 невероятных сцен из фильмов тех времен, когда компьютерная графика и спецэффекты еще не взяли на себя большую часть проблем.
Гениальные спецэффекты, созданные без помощи компьютера
Чужой (1979)
Помните великий эпизод, когда из груди человека вырывается на волю маленькая злобная тварь — новорожденный чужой?
Этот эпизод снимали в два дубля. В первом Кейну становится плохо, он задыхается и падает на стол. В решающий момент на столе уже будет искусственное туловище, внутри которого контейнеры с кровью и потрохами с ближайшей скотобойни. Все это «богатство» под высоким давлением прокачивают насосы. Майку манекена пришлось обработать кислотой, так как она была слишком прочной и не хотела эффектно разрываться. Одну из актрис, Веронику Картрайт, заранее предупредили, что во время съемок эпизода на нее брызнет немножко крови. На деле получился настоящий фонтан — девушка была в неподдельном шоке, кричала в истерике и даже упала. Разумеется, эти кадры с радостью включили в фильм.
Побег из Нью-Йорка (1981)
Фильм снимали в 1981 году, а действие должно было происходить в будущем с соответствующими технологиями. Например, на экране самолета отображается трехмерная модель Нью-Йорка. Сейчас сделать такое — раз плюнуть и пару раз шевельнуть мышкой, а 35 лет назад это было очень дорого. Поэтому решили обойтись подручными средствами.
Взяли старый макет Нью-Йорка, светоотражающие ленты и лампу черного света, сняли все это дело на камеру, а в результате только ленты по краям зданий и видны, создавая иллюзию компьютерной модели. Все-таки извернуться и изобразить компьютерную графику, не используя компьютерную графику — это сильно.
Парк Юрского периода (1993)
В этом фильме динозавров воплощали всеми доступными методами: и на компьютере рисовали, и делали механических чудовищ, и запихивали людей в поролоновые костюмы.
Над динозаврами Юрского периода работал Стэн Уинстон. В этом ролике, подготовленном его студией, подробно показаны все этапы работы над одним из костюмов велоцираптора для фильма.
Аполлон 13 (1995)
История о полете космонавтов на Луну не могла обойтись без сцен с невесомостью. И, казалось бы, чего проще — подвесь актеров на тросах, а потом убери ниточки при монтаже. Дешево и сердито. Но стремление к естественности диктует другой, очень дорогой и некомфортный, путь.
Чтобы снять сцены в невесомости, использовали Боинг, предназначенный для тренировок космонавтов. Он летит по параболической траектории — спуск, подъем, спуск. Во время контролируемого падения, длившегося всего 23 секунды, можно было снимать. Так что в салоне оборудовали две кабины — точные копии внутренних помещений корабля Аполлон и порадовали актеров новым трудовым опытом.
День независимости (1996)
В фильме было много впечатляющих сцен, особенно для середины 90-х. В некоторых невозможно было обойтись без компьютерных спецэффектов, но все-таки на то время цифровые технологии были не так продвинуты, как сейчас, поэтому большую часть сцен приходилось делать с применением инженерной смекалки.
Например, шикарный эпизод с огненной стеной, пробежавшейся по Нью-Йорку.
Делали ее на макетах. Сначала пробные небольшие конструкции города взрывали пиропатронами и снимали в ускоренном режиме, как поведет себя огонь. Огонь, естественно, повел себя так, как надо ему — не хотел распространяться между улиц, а горел вверх. Тогда придумали поставить декорацию вертикально, подорвать пиропатрон внизу, а камеру поставить на вершине макета. После этого изготовили красивые, предельно детализированные декорации, и спалили уже в беловом варианте. Масштаб улиц 1:24, всего для сцены разрушения города потребовалось более десятка подобных миниатюр.
Начало (2010)
Кристофер Нолан, располагая всей мощью современной компьютерной эпохи, все-таки предпочитает использовать цифровые спецэффекты по-минимуму и, если есть возможность, старается решить те или иные задачи техническими методами.
Например, для сцены драки в коридоре ничего не рисовали, а потратили три месяца и пять миллионов долларов, чтобы построить реальный вращающийся коридор. Он и помог снять отрывок максимально реалистично. Джозеф Гордон-Левитт: «Мы снимали сцену в коридоре две недели. Самым трудным оказалось научиться ориентироваться в этих вращающихся стенах — ничего не стоило запнуться и врезаться лбом в пол или потолок — они так быстро менялись местами, что поначалу я никак не мог определить, где низ, а где верх. А ведь нам нужно было еще и драться, да еще и ухитриться сделать всю сцену за один дубль! Получилось примерно раза с тридцатого, когда с нас семь потов сошло. Я горжусь тем, как мы это сделали — никакого компьютера, все предельно честно и реально. Я потом ходил весь в синяках, но это лучшая сцена из всех, в которых мне когда-либо доводилось участвовать».