Фильмы основанные на журнальных и газетных статьях
«Кошмар на улице Вязов» (A Nightmare On Elm Street, 1984/2010)
Как ни удивительно, даже в основе хоррора про Фредди Крюгера лежит серия статей в газете The Los Angeles Times, в которых описывались загадочные убийства в Юго-Восточной Азии. В статьях утверждалось, что люди умирали во сне, когда мучились ночными кошмарами. Впрочем, доподлинно неизвестно, как удалось установить, что это были именно кошмары, а не сладкие грезы. Уэс Крейвен решил развить эту мысль и придумал классического киноманьяка, приходящего к своим жертвам во сне с целью отомстить за прегрешения их предков. В 1984 году фильм собрал $25 млн в домашнем прокате, а ремейк Майкла Бэя 2010 года заработал $115 млн.
«Поля смерти» (The Killing Fields, 1984)
В основу этого фильма легла статья Сиднея Х. Шанберга «Жизнь и смерть Дита Прана», опубликованная в The New York Times. История посвящена двум журналистам, застрявшим в Камбодже в разгар военного переворота, результатом которого стал режим Пола Пота и геноцид 1975 года. Картина Роланда Жоффе получила семь номинаций на премию «Оскар» и собрала $34 млн в США.
«Городской ковбой» (Urban Cowboy, 1980)
Фильм основан на одноименной статье Аарона Лэйтема, опубликованной в журнале Esquire в 1978 году. В центре сюжета – Дью Уэстбрук в исполнении Джона Траволты, завсегдатай ночного клуба в Хьюстоне, прикидывающшийся «настоящим ковбоем». На домашнем рынке картине удалось заработать $46 млн.
«Лихорадка субботним вечером» (Saturday Night Fever, 1977)
Британский журналист Ник Кон в июне 1976 года опубликовал в New York Magazine статью под названием «Племенные обряды нового субботнего вечера» (Tribal Rites of the New Saturday Night). Статья была посвящена диско-культуре Нью-Йорка 70-х глазами Винсента – парня из рабочей семьи, который находил отдушину в музыке. В 1977 году фильм с Джоном Траволтой заработал $237 млн, но позже выяснилось, что статья была, мягко говоря, не совсем правдивой.
«Вся президентская рать» (All The President’s Men, 1976)
Кино Алана Пакулы было основано на трудах расследований двух журналистов Washington Post, пытавшихся вывести на чистую воду коррумпированных чиновников с администрации президента Никсона после Уотергейтского скандала. Реальная история была задокументирована в книге 1974 года, а вскоре после этого рассказана в фильме, собравшем $70 млн на международных рынках.
«Собачий полдень» (Dog Day Afternoon, 1975)
Картина основана на статье из журнала LIFE 1972 года, написанной П.Ф. Клюге и озаглавленной как «Парни в банке» (The Boys in the Bank). В публикации рассказана история одного ограбления, которое превратилось в медиа-сенсацию, когда выяснилось, что один из бандитов пошел на преступление только лишь с целью заплатить за операцию по смене пола своего партнера. Сидни Люмет снял на основе статьи фильм с потрясающим Аль Пачино в главной роли. Наградой за труды им стал «Оскар» за лучший сценарий (плюс пять номинаций) и $50 млн сборов только в домашнем прокате.
«Форсаж» (The Fast and the Furious, 2001)
Первый из пока что семи фильмов киносериала был основан на статье Кеннета ЛиРафаэля в журнале Vibe, которая была опубликована в мае 1998 года и озаглавлена как «Гонщик Х» (Racer X). В ней, как нетрудно догадаться, рассказывалось о субкультуре незаконного стритрейсинга, ставшей невероятно популярной в конце 90-х. Первый фильм франшизы Universal заработал $207 млн в мировом прокате.
«Далласский клуб покупателей» (Dallas Buyers Club, 2013)
Мэттью МакКонахи сыграл роль в фильме про ковбоя Рона Вудрофа, у которого диагностируют СПИД, обещают, что он будет жить не больше месяца, и тем самым сподвигают его ввозить в страну запрещенные лекарства для себя и своих товарищей по несчастью. Статья о Вудрофе под названием «Покупая время» (Buying Time) вышла в 1992 году в The Dallas Morning News и была написала Биллом Минутальо. Фильм собрал $55 млн в мире и получил два актерских «Оскара» – помимо МакКонахи отличился еще и Джаред Лето.
«Элитное общество» (The Bling Ring, 2013)
«Подозреваемые носили лабутены» (The Suspects Wore Louboutins) – так называлась публикация, которая легла в основу фильма с Эммой Уотсон. Статья, впервые появившаяся на сайте Vanity Fair в марте 2010 года, рассказывает историю о группе подростков, которые вламываются в дома звезд на Голливудских холмах. София Коппола превратила эту историю в кино, которое заработало $19 млн в мировом прокате.
«Кровью и потом: Анаболики» (Pain and Gain, 2013)
Фильм с Марком Уолбергом, Дуэйном Джонсоном и Энтони Маки снят по мотивам серии статей Пита Коллинза в Miami New Times, опубликованных в 1999 году. Они повествовали о похищении, вымогательстве, пытках и убийствах нескольких человек, ставших жертвами организованной преступной группировки, в состав в которой входили также бодибилдеры из местного спортзала. Криминальная комедия Майкла Бэя собрала $96 млн во всем мире.
«Дворецкий» (The Butler, 2013)
Хит студии The Weinstein Company основан на статье в газете Washington Post, написанной Уилом Хейгудом в 2008 году. Статья эта повествует о жизни Юджина Аллена – дворецкого, прослужившего в Белом доме 34 года. Фильм Ли Дэниелса с Форестом Уитакером и Опрой Уинфри собрал во всем мире $176 млн, но был раскритикован за излишнюю драматизацию и перевирание фактов.
«Операция «Арго» (Argo, 2012)
Основой фильму послужила опубликованная в журнале Wired в 2007 году статья Джошуа Бирмана «Как ЦРУ при помощи липового фантастического фильма вызволило американцев из Тегерана» (How the CIA Used a Fake Sci-Fi Flick to Rescue Americans from Tehran). Публикация, адаптированная в киносценарий Крисом Террио, рассказывала об оперативнике ЦРУ Тони Мендесе, который пытался спасти шестерых работников американского посольства, застрявших в Тегеране. Для этого он задумал представиться голливудским продюсером, прибывшим в Ирак с целью поиска локаций для его нового научно-фантастического фильма. Проекту режиссера Бена Аффлека досталось $232 миллиона по всему миру и премия «Оскар» за лучший фильм.
«Суррогат» (The Sessions, 2012)
Фильм вольно основан на статье Марка О’Брайена «Как встречаться с секс-суррогатом» (On Seeing a Sex Surrogate), опубликованной в The Sun Magazine в мае 1990 года. Это мемуар О’Брайена, которого полиомиелит сковал параличом от шеи до пяток. Он хотел расстаться со своей девственностью, поэтому он нанял секс-суррогата. Картина была впервые показана на фестивале «Санденс» в 2012 году, где выиграла Приз зрительских симпатий. За роль, собственно, суррогата Хелен Хант была номинирована на «Оскар». Мировые сборы картины составили скромные $9 млн.
«Гангстер» (American Gangster, 2007)
Статья Марка Джейкобсона в New York Magazine под названием «Возвращение Суперфлая» (The Return of Superfly) стала основой для биографической криминальной саги Ридли Скотта о карьере наркобарона Фрэнка Лукаса. Дензел Вашингтон сыграл дельца, который ввозил в страну героин на военных самолетах, возвращающихся из Вьетнама. Фильм собрал $226,5 млн в мировом прокате.
«Крепкий орешек 4.0» (Live Free Or Die Hard, 2007)
Четвертый фильм франшизы о Джоне МакКлейне, как ни удивительно, был основан на статье Джона Карлина в Wired 1997 года, озаглавленной как «Прощай, оружие» (A Farewell to Arms). В ней предсказывалось, что в будущем одной из форм терроризма станут кибервойны. Вот и в предпоследнем «Крепком орешке» Брюсу Уиллису пришлось выслеживать хакера, ответственного за кибератаку на правительственные серверы. В мировом прокате картина собрала солидные $385 млн.
«Афера Стивена Гласса» (Shattered Glass, 2003)
Это кино основано на одноименной статье Базза Биссинджера, вышедшей в журнале Vanity Fair в сентябре 1998 года. Герой этой истории Стивен Гласс был молодым, успешным журналистом в издании The New Republic, когда его начали подозревать в подтасовке фактов, перевирании дат и событий, а иногда даже придумывании целых статьей. Фильм собрал всего лишь $2 млн в мировом прокате.
«Адаптация» (Adaptation, 2002)
Статья в The New Yorker под названием «Похититель орхидей» (The Orchid Thief) авторства Сьюзен Орлин дала Чарли Кауфману идею для сценария. В центре сюжета – сам Кауфман в исполнении Николаса Кейджа, который безуспешно пытается адаптировать книгу Орлина для кино. Реальность переплетается с вымыслом, жизнь имитирует искусство – в общем, полный набор. За этот фильм Крис Купер получил «Оскар», а Мерил Стрип, Кейдж и Кауфман были номинированы.
«Берни» (Bernie, 2011)
В 1998 году статья «Полночь в саду на востоке Техаса» (Midnight in the Garden of East Texas) Скипа Холлансуорта вышла в журнале Texas Monthly. Как и статья, фильм, поставленный Ричардом Линклейтером, рассказывает о мужчине по имени Берни, который убивает свою 81-летнюю подругу. Джек Блэк, Ширли МакЛейн и Мэттью МакКонахи принесли картине чуть больше $9 млн в мировом прокате.
«Почти знаменит» (Almost Famous, 2000)
Культовое кино Кэмерона Кроу рассказывает вымышленную историю тинейджера, который работает в журнале Rolling Stone и получает задание от редакции написать о молодой, многообещающей группе Stillwater. Кроу и сам в молодости писал для этого журнала, так что фильм может считаться в какой-то степени автобиографичным. Оригинальная статья Кроу под названием «История The Allman Brothers» (The Allman Brothers Story) вышла в свет в 1973 году. Фильм собрал примерно $47 млн в мировом прокате и отхватил два «Золотых глобуса» и «Оскар» за лучший сценарий.
«Идеальный шторм» (The Perfect Storm, 2000)
В основе триллера с Джорджем Клуни, Марком Уолбергом и Джоном С. Райли лежит статья Себастьяна Юнгера из Outside Magazine под названием «Шторм» (The Storm), опубликованная в 1994 году. Статья позже была развита до формата книги, которая была озаглавлена как «Идеальный шторм: Настоящая история противостояния человека и моря». Мировые сборы картины Вольфганга Петерсена составили нескромные $328 млн.
«Доказательство жизни» (Proof Of Life, 2000)
Рассел Кроу и Мег Райан играют главные роли в экшн-триллере о жене, которая вынуждена спасать мужа после того, как тот попапает в плен к антиправительственным группировкам в Латинской Америке. Для этого она нанимает профессионала по ведению переговоров при захвате заложников Терри Торна. Это кино было вдохновлено статьей Уильяма Прочнау в журнале Vanity Fair в 1998 году. Фильм режиссера Тейлора Хэкфорда собрал $62,8 млн во всем мире.
«Свой человек» (The Insider, 1999)
В 1996 году Мари Бреннер написала статью под названием «Человек, который слишком много знал» (The Man Who Knew Too Much) и опубликовала ее в Vanity Fair. Рассел Кроу играет Джеффри Уиганда – информатора, который проходит путь от вице-президента табачной компании до звезды вечернего ток-шоу. Не без помощи Кроу и Аль Пачино картина Майкла Манна собрала $60 млн в прокате.
«Ночи в стиле буги» (Boogie Nights, 1997)
Режиссер Пол Томас Андерсон использовал в качестве вдохновения статью в Rolling Stone «Дьявол и Джон Холмс» (The Devil and John Holmes), датированную 1989 годом и написанную Майком Сейгером. В оригинальной публикации рассказывается о порнозвезде Джоне Холмсе и его карьере, наркотиках и потенциальном участии в серии нашумевших убийств в Уондерленде в 1981 году. Фильм с Марком Уолбергом, Джоном С. Райли, Джулиан Мур, Хезер Грэм и Филиппом Сеймуром Хоффманом стал прорывом для Андерсона, заработал ему номинацию на «Оскар» за сценарий и собрал $43 млн в мировом прокате.
«Бесплатные деньги» (Money For Nothing, 1993)
Криминальная комедия рассказывает о жизни безработного Джоуи Коула, который подобрал посреди улицы $1,2 млн, удачно выпавшие из кузова инкассаторского грузовика. Режиссер Рамон Менендес написал сценарий, основываясь на статье (которая позже была использовала и для книги) Марка Боудена «История Джоуи Койла» (The Joey Coyle Story).
«Лучший стрелок» (Top Gun, 1986)
Фильм основан на статье 1983 года «Лучшие стрелки» (Top Guns), которая была написана Эхудом Йонаем и вышла в журнале California. Том Круз, после экшн-драме Тони Скотта буквально проснувшийся знаменитым, играет пилота истребителя. Фильм заработал впечатляющие по тем временам $353 млн в мировом прокате.